Стиль готика в одежде для девушек. Что такое готический стиль в одежде

Готика, как понятие, затронуло многие виды искусств. Это и архитектура, и живопись, и скульптура, а также стиль в одежде. Преимущественно готический стиль в одежде является предпочтением как девушек, так и юношей, увлечённых субкультурой готов.

Стоит отметить, что готическая мода, в таком виде, в котором она представлена в соответствующей субкультуре, достаточно отличается от одежды, появившейся в средневековой Европе. В наше время наблюдается модернизация старинного стиля и внесение в него новых деталей, подчёркивающих особенности направления.

Красота готики – неоспорима, но она отличается своеобразной мрачной величественностью, строгостью и завораживающей холодностью. Это связанно с тем, что истоки стиля лежат в глубоком Средневековье – времени, когда рыцари совершали подвиги, посвящая их дамам сердца, ведьм жгли на кострах, а неоспоримым господством обладала католическая церковь.

Готика является искусством средневековой Европы. Данное название было присвоено ей в эпоху Возрождения. Оно возникло от варварского племени готов. Причиной этого является то, что мыслители Ренессанса видели в отличительных чертах этого стиля непропорциональность, отсутствие классики и, как следствие, отнесли его к варварскому искусству.

В современном мире готикой принято называть европейское искусство 12-15 веков. Впервые данный стиль зародился во Франции, далее он нашел свое место в Италии, Англии и спустя короткое время распространился практически по всей Европе.

Собор Нотр Дам де Пари — пример готической архитектуры

Самым ярким проявлением готики считается архитектура. Основным примером является собор Нотр Дам де Пари, а также соборы в Шартре, Амьене, Реймсе. Они отличаются наличием стрельчатых арок, которые стали новшеством в период строительства данных произведений искусства. Готические соборы необычайно мрачные, величественные, они будто поглощают волю, демонстрируя власть католической религии и господство церкви над светским миром. Именно в данную эпоху возникают затейливые витражи, отличающиеся тонкостью выполнения.

Средневековью свойственно изображение устрашающих мифических персонажей, таких как горгульи, химеры. Многие соборы данного времени украшают скульптуры мрачных чудовищ, которые призваны отпугивать злых духов и охранять покой верующих.

Готический стиль женской одежды в средневековой Европе. Одежда отличается заостренными формами и длинными шлейфами.

Готический стиль в одежде Средневековья. Черный цвет становится все более популярным, а женские платья начинают туго зашнуровывать на талии.

В одежде принципиальной отличительной чертой является тотальное преимущество чёрного цвета. Также возможно и сочетание его с цветовой гаммой, способной подчеркнуть мрачность образа.

Готический стиль в средневековой одежде

В средневековой Европе готика царила в самой атмосфере и, как следствие, она проявилась и в одежде. Стоит отметить, что в те далекие времена существовало резкое разделение социальных слоёв: феодалы, крестьяне, горожане. Это повлияло на контрастные отличия в нарядах разных сословий. К примеру, привилегией феодалов считались костюмы, изготовленные из шёлка и длинные шлейфы на платьях. Именно в эту эпоху европейское общество начинает шить одежду и совершенствовать портняжное ремесло.

Свои истоки готический стиль в одежде Средневековья, также как и архитектура, берёт во Франции. И самая крайняя точка абсурда достигается в Бургундии.

Главной отличительной чертой в одежде данной эпохи являются вытянутые пропорции и силуэты в целом. Европейцы начинают носить обувь с вытянутыми носами (иногда длина носов достигала 50 см) и шляпы причудливой заострённой формы. Чёрный цвет ещё не вступил в свои права, поэтому актуальны яркие оттенки и различные орнаменты, преимущественно растительные. У мужчин обладали популярностью узкие и короткие, а также длинные и свободные костюмы. В моду начинают входить короткие куртки пирпуэн и узкие кафтаны – котарди.

Женское платье в готическом стиле времен Средневековья, с пышной юбкой длиной в пол, королевского синего цвета с черными вставками, с туго зашнурованной талией, квадратным вырезом, рукавами три четверти и декорированное камнями.

Длинное готическое платье для женщин Средневековья, желто-красной расцветки, с корсетной верхней частью, пышной юбкой, удлиненными рукавами с заостренным силуэтом, вырезом горловины квадратной формы и дополненное капюшоном.

Красивое женское платье в готическом стиле бело-фиолетовой расцветки, с пышной юбкой длиной в пол, верхней частью в виде корсета, традиционным квадратным вырезом горловины и удлиненным вариантом рукавов.

Своеобразно выглядели плащи, который представляли собой кусок ткани, согнутый пополам, не прошитый с боков и с отверстием для головы. Данный вид верхней одежды носил название нарамник. Усовершенствованная форма этого наряда – сюрко – отличалась боковыми швами, прорезями для рук или рукавами. Длина плащей могла быть как короткой, так и длинной.

Женская одежда обуславливалась удлинённой талией, туго затянутой в узкий верх при помощи боковой или задней шнуровки. Обязательной частью широкой юбки был длинный шлейф, размер которого прямо пропорционально зависел от знатности дамы. Очень модно было драпировать ткань впереди юбки на животе. Плащи отличались округлыми формами и имели пряжку на груди. Головные уборы были представлены в виде высоких двурогих чепцов или расширяющихся к низу, изготовленных из ткани труб горж.

Длинное средневековое платье в готическом стиле красно-черной расцветки, декорированное гипюром, с корсетной верхней частью, длинными расклешенными рукавами и вырезом горловины в виде сердца.

Средневековое женское платье в готическом стиле синего цвета, длиной в пол, с небольшом шлейфом, с акцентом на талии, квадратным вырезом горловины, удлиненными рукавами заостренной формы и декорированное золотистым поясом.

Женское платье в готическом стиле Средневековья, длиной в пол, темно-зеленого оттенка, с акцентом на талии, удлиненными рукавами, квадратным вариантом выреза, декорированное золотистыми вставками и металлическим поясом.

Готический стиль в одежде Средневековья отличается заострёнными формами, тонкой, туго зашнурованной, талией, зубцами на краях одежды и длинными шлейфами.

Современные направления готического стиля одежды

Современный готический стиль зарождался постепенно. В 80-х годах 20 века анархический панковский настрой уступил место унынию постпанка. Со временем произошло становление нового стиля, обусловленного отрешённым декадансом, что отразились и на одежде представителей. В наши дни существует несколько направлений готического стиля, главными символами которого являются чёрный цвет и тематические серебряные украшения. Наиболее популярными материалами для изготовления одежды являются кожа, сетка, винил, шёлк и бархат.

Стильное платье черного цвета в готическом стиле, с пышной юбкой до колен и приталенной верхней частью идеально сочетается с демисезонным пальто черного тона, дамской черной сумочкой и босоножками темно-фиолетового оттенка на высоком каблуке.

Короткое готическое платье полуприталенного фасона, черного тона с золотистым принтом и длинными рукавами хорошо смотрится с кожаной черной курткой, клатчем черно-серной расцветки и черными ботильонами на платформе.

Модное платье в готическом стиле черной расцветки, длиной выше колен, с пышной юбкой и короткими гипюровыми рукавами отлично смотрится с коротким пиджаком черного тона и ботильонами черного цвета на широком каблуке.

Стильная женская одежда темных расцветок в готическом стиле в виде узких брюк, приталенного топа с акцентом на талии, коротким пиджаком с длинными рукавами в сочетании с клатчем черного тона и ботильонами на высоком каблуке.

Отличительными чертами стиля считаются строгость, мрачность и броскость. Основами стиля являются холодные депрессивные цветовые комбинации: чёрное с красным, чёрное с белым, что также наблюдается в контрастном сочетании бледной кожи и тотального чёрного макияжа и волос.

Наиболее традиционным готическим направлением в одежде является антикварный стиль . Этот вариант включает в себя стилизацию под основные тенденции моды 18-19 веков. Основной чертой направления считаются кружева, перчатки, достигающие локтей, в пол, корсеты, вуали, соответствующие стилю, а у мужчин – цилиндры и фраки. Данное направление включает в себя элементы романтизма и неоготики.

Современное готическое платье антикварного направления, темно-красного оттенка, с пышной юбкой длиной в пол, с верхней частью в виде туго зашнурованного корсета, с длинными рукавами окорок и воротником стойкой.

Готическое платье в антикварном направлении красно-черной расцветки, с длинной пышной юбкой, приталенной верхней частью, длинными рукавами окорок и воротником стойкой.

Модное женское платье в готическом стиле для приверженцев антикварного направления, темно-зеленого тона, с пышной многоярусной юбкой в пол, корсетным верхом, короткими рукавами, вырезом в виде сердца и декорированное гипюровыми вставками.

Стильное готическое платье в антикварном стиле черно-белой расцветки, с пышной юбкой длиной в пол, верхней частью в виде корсета, гипюровыми рукавами три четверти с традиционной заостренной формой, и вырезом горловине в виде сердца.

Эффектное готическое женское платье для любителей антикварного направления, темно-красного оттенка, с пышной длинной юбкой, приталенным верхом, V-образным вырезом и длинными рукавами хорошо смотрится с маленькой шляпкой в тон наряда.

Длинное готическое платье в антикварном стиле черно-фиолетовой расцветки, с пышной юбкой в несколько слоев и небольшим шлейфом, с верхней частью в виде корсета, воротником стойкой и рукавами три четверти.

Достаточно широко используется вампирский стиль . Он обусловлен подражанию популярным кино-«вампирам», таким, как Лестат де Лионкур, Дракула. Девушки в готическом стиле, соответствующем этому направлению, как правило, стремятся подчеркнуть свою сексуальность и придать образу роковое звучание, что достигается при помощи ярко-красных оттенков в помаде, маникюре и некоторых деталях одежды.

Гипюровый вариант готического женского платья в вампирском стиле, черного цвета, с длинной юбкой в несколько слоев, длинными рукавами, V-образным вырезом в сочетании с коротким корсетом серого тона и черными гипюровыми перчатками.

Длинное готическое платье в вампирском стиле кроваво-красной расцветки, полуприталенного силуэта, с корсетным верхом, без рукавов и декорированное ажурными вставками золотистого цвета.

Эффектное готическое платье черного цвета в вампирском стиле, с пышной многоярусной юбкой в пол с длинным шлейфом, верхней частью в виде корсета, длинными гипюровыми рукавами в сочетании с короткими кожаными перчатками черного тона.

Нередко готический стиль пересекается с тематикой металл-музыки. Кожаная одежда, цепи, садомазохистская атрибутика, такая как ошейники, одежда из латекса, не противоречат эстетике готов.

Особое место занимает кибер-направление . Данное стилевое решение обусловлено гармоничным соединением в одежде готических и индустриальных элементов. Для выполнения выбираются искусственные ткани, предпочтительными являются яркие кислотные цвета, экстремально высокая платформа ботинок, детали киберпанковской культуры.

Короткое платье из латекса черного цвета в кибер-готическом силе, приталенного фасона в сочетании с водолазкой кислотно-голубого оттенка, колготками ярко-голубого тона, длинными кожаными перчатками и высокими сапогами на платформе.

Стильный короткий комбинезон серебристого цвета в стиле кибер-готики, с ассиметричным вырезом горловины и без рукавов в сочетании с высокими кожаными сапогами черно-серебристой расцветки на высокой платформе.

Модное платье-мини черно-салатовой расцветки в кибер-готическом стиле, с пышной юбкой и корсетной верхней частью в сочетании с высокими кожаными сапогами черного тона на высокой платформе и короткими черно-салатовыми перчатками.

В Японии зародилось направление под названием лолита . Как правило, девушки надевают платья в готическом стиле, длиной до колен, с оборками и кринолинами. Аксессуарами являются декоративные зонты, шляпы, обувь на платформе с закругленными носами.

Элегантное женское платье в стиле готической лолиты, черно-белой расцветки с тематическим принтом, с пышной юбкой длиной до колен, черным корсетным поясом, воротником стойкой и длинными рукавами в сочетании с ботильонами черного тона на каблуке.

Готическое женское платье черного-голубого тона в стиле лолиты, с пышной юбкой длиной до колен, приталенным верхом, длинными рукавами, воротником стойкой и декорированное ажурными вставками и рюшами в сочетании с черными туфлями на высоком каблуке.

Короткое платье черного цвета в стиле готической лолиты, с пышной юбкой в несколько слоев и корсетной верхней частью хорошо смотрится с блузкой белого тона с длинными рукавами и рюшами, дамской черной сумочкой и туфлями черного цвета на широком каблуке.

Представители субкультуры, работающие в офисах и учреждениях с дресс-кодом, не могут позволить себе носить тематическую одежду. В связи с этим возникло направление корпоративный гот . Данный стиль сводится к минимальному количеству макияжа и аксессуаров.

Готическая одежда корпоративного направления черного цвета в виде юбки-карандаш длиной до колен, блузки с короткими рукавами приталенного фасона, декорированной рюшами, и лакированных туфель на высоком каблуке.

Стильная одежда черного цвета в корпоративно-готическом стиле в виде узких брюк, блузки с длинными шифоновыми рукавами и воротником стойкой, коротким жилетом и туфлями с открытым носком и на высоком каблуке.

Модная черная одежда в направлении корпоративной готики в виде юбки-карандаш длиной до колен, приталенного пиджака средней длины с рукавами окорок, дамской сумочки черного тона и лакированных туфель на высоком каблуке.

Готический стиль на подиумах

Впервые появление готического стиля на подиуме состоялось в 1990-е – 2000-е года. Александр Маккуин в своих коллекциях «Сияние», «Голод» и «Птицы» воплотил готическую эстетику и смысл. В 2009 году в силу вступает викторианский и неоромантический стили. Женский образ приобретает неоспоримую женственность и величие благодаря чёрным рюшам и кружевам на блузах, и пышным юбкам. Givenchy и Жан-Поль Готье представили миру своё прочтение готики в модных показах, при этом последний совместил её с панк и рок культурой.

В нынешнем сезоне готика, среди прочих тенденций и направлений, занимает своё место, когда жаркое лето уступает место мрачной осени. Дизайнеры чутко подхватывают депрессивное настроение и ярко отображают его в своих коллекциях. Чёрные классические костюмы, изделия декорированные кожей, как нельзя лучше подчеркнут душевное состояние этого периода. Отличием от традиционных образов является внедрение таких цветов, как бордо, баклажан и изумруд. Скучность нарядов нейтрализуется при помощи интересных сочетаний фактур и фасонов. Подобная строгость и сдержанность оттенков наделит образ женственностью и сексуальностью.

Стильное платье черного цвета в готическом стиле, приталенного силуэта, длиной выше колен, с V-образным вырезом, длинными рукавами и широким поясом из коллекции Andrew Gn в сочетании с босоножками черного тона на платформе от Andrew Gn.

Короткое готическое платье черной расцветки, приталенного фасона, с длинными полупрозрачными епископскими рукавами из коллекции модного дома Andrew Gn в сочетании с черными закрытыми босоножками на высоком каблуке от Andrew Gn.

Элегантное платье в готическом стиле черного цвета, полуприталенного силуэта, длиной выше колен, с рукавами три четвери, круглым вырезом горловины и декорированное меховым воротником от Andrew Gn в сочетании с черными ботильонами на каблуке Andrew Gn.

Готическая женская блузка белого тона с черными вставками, длинными епископскими рукавами и глубоким V-образным вырезом из коллекции Andrew Gn в сочетании с трапециевидной юбкой черного цвета, длиной выше колен и черными туфлями на каблуке Andrew Gn.

Модное платье в готическом стиле черно-золотистой расцветки на одно плече, приталенного фасона, длиной до колен, с воротником стойкой из коллекции модного дома Andrew Gn в сочетании с босоножками черного тона на высоком каблуке от Andrew Gn.

Стильный женский жакет черного цвета в готическом стиле, средней длины, с рукавами три четверти из коллекции модного дома Andrew Gn в сочетании с короткой юбкой черного тона и закрытыми черными босоножками на высоком каблуке от Andrew Gn.

Особо властно и демонически выглядят неповторимые комплекты Gucci. Gilles и AndrewGn наделили свои модели женственностью и очарованием при помощи прозрачных блуз и приталенных платьев в готическом стиле.

Никакие отточенные рамки стиля не мешают дизайнерам создавать абсолютно разные готические наряды. В тренде вам помогут остаться платья с броской декоративной отделкой, воланы, корсеты, шнуровки, ленты, ажурные юбки, внушительные разрезы. Также актуальны кожаные штаны, ботинки и другие агрессивные элементы уличной готики.

Короткое демисезонное пальто шоколадного оттенка в готическом стиле, трапециевидной формы, с объемными длинными рукавами из коллекции Victor And Rolf в сочетании с кожаными черными брюками и ботильонами черного тона на каблуке Victor And Rolf.

Готический стиль в модной женской одежде в виде демисезонного черного пальто, брючного костюма грифельного оттенка и белой блузки из коллекции Victor And Rolf в сочетании с дамской сумочкой черного тона и черными ботильонами на платформе от Victor And Rolf.

Стильный брючный костюм в готическом стиле черного тона из коллекции модного дома Victor And Rolf в сочетании с блузкой белого цвета.

Эффектное черное платье в готическом стиле, длиной выше колен, с пышной юбкой в несколько слоев и длинными рукавами из коллекции Victor And Rolf в сочетании с меховым болеро черного тона и ботильонами черного цвета на высоком каблуке от Victor And Rolf.

Длинное готическое платье черной расцветки, полуприталенного силуэта, с гипюровыми и меховыми вставками, длинными рукавами и глубоким V-образным вырезом из коллекции модного дома Victor And Rolf.

Модное платье черно-оранжевой расцветки в готическом стиле, свободного фасона, длиной в пол, с короткими рукавами и декорированное различными рюшами из коллекции Victor And Rolf в сочетании с высокими кожаными перчатками черного тона Victor And Rolf.

Готические свадебные платья

Желающие бросить вызов традициям могут с лёгкостью предпочесть свадьбу в готическом стиле, которая навсегда останется в памяти, как у молодожёнов, так и у гостей. В данном варианте ослепительно белое плате заменяется на чёрное, при этом возможно добавление таких цветов, как алый, лиловый, бордо или белый. К примеру, это может быть с чулками или лентой на шее контрастного цвета.

Особое внимание стоит уделить тканям для готического . Они должны иметь блестящую гладкую поверхность: кожа, шёлк, шифон, атлас, латекс, лакированная ткань.

Эффектное свадебное платье сине-черной расцветки в готическом стиле, с пышной юбкой длиной до колен, верхней частью в виде корсета, декорированное гипюровыми вставками и рюшами хорошо сочетается с открытыми туфлями черного тона на высоком каблуке.

Свадебное платье в готическом стиле красно-золотистого тона, с пышной юбкой длиной в пол, приталенным верхом, длинными рукавами, вырезом горловины «лодочка» и декорированное различными рюшами.

Модное платье черно-бежевой расцветки в готическом стиле на свадьбу, с пышной многоярусной юбкой длиной в пол, верхней частью в виде корсета и дополненное разнообразными рюшами и гипюровыми вставками.

Готический стиль в одежде относится к разряду экстраординарных. Он всегда обращает на себя внимание прохожих, его сложно спутать с чем-то другим. Стиль готика ко многому обязывает - обычно он заключается не только в особенностях одежды, но и предполагает свою собственную философию. Более верно будет то, что при помощи внешнего образа готы стараются проявить свое внутреннее состояние. Одежда в стиле готика пришла в современный мир из средневековья. Сегодня она обрела свои особенности и несколько преобразилась.

Особенности готического стиля

Готический стиль в одежде впервые появился в 12 веке в Европе. Затем он постепенно развивался и преображался до 16 века. После этого в той же Европе в 17 - 18 веках наблюдалась мода на "неоготику". Как раз она и послужила основой для современного готического стиля, который начал распространяться в конце 70-х годов прошлого века.

Такая одежда характерна для людей, принадлежащих к субкультуре готов, пришедшей на смену панкам. В этом порядке отчетливо просматривается закономерность. После бурного анархизма, вызова государственной системе наступает депрессия из-за того, что все попытки изменить мир оказались бесплодными. Оба эти стиля присущи молодежи, и они несут в себе скорее внутреннее состояние, которое проявляется таким открытым образом. Стиль готика, так же как и панк, присущ юношескому максимализму. В них есть вызов и несогласие. Обычно, с годами происходит переосмысление и смена стиля. Поэтому готы старше 30 лет встречаются нечасто.

Среди особенностей, относящихся к внешнему виду одежды в стиле готика, можно выделить в первую очередь цветовые пристрастия. Доминирующим во всем образе является черный цвет. Он присутствует и в одеянии, и в макияже, и в аксессуарах.

Готический стиль имеет строгие рамки и ограничения, однако это не мешает создавать уникальные образы. Каждый гот выглядит особенно и неповторимо, и при этом, придерживается конкретных правил, благодаря чему представителя данной субкультуры невозможно спутать с кем-то другим.

Отличительной чертой стиля готика является еще и утонченность, аристократичность, которые просматриваются в различных элементах - это и головные уборы, и корсеты, и пышные юбки. Весь образ в целом, при всей своей оригинальности, выглядит гармонично и стильно. В частности это можно объяснить тем, что готы в большинстве своем творческие люди. Именно по этой причине они и могут позволить себе носить столь экстравагантные наряды и прически.

красные акценты и прозрачная юбка

комплект черного цвета из ткани и кожи

топ с тонкими бретелями, лакированные сапоги, юбка со складками, шейный платок и длинные перчатки

полупрозрачная юбка, кожаная куртка и необычный головной убор

открытые зоны в области плеч и ног

пышная легкая юбка с корсетом

Как создается готический образ?

Для того, чтобы создать завершенный готический образ, необходимо вращаться в определенных кругах или иметь то самое настроение и отношение к миру, которое присуще готам. В таком случае останется лишь выразить свои эмоции в одежде. Однако существуют и определенные правила, согласно которым создается готический образ.

Материалы

Первое, на что следует обратить внимание - это материалы. Одежда в стиле готика чаще всего бывает выполнена из бархата, атласа и других материалов, на которых черный цвет выглядит наиболее глубоко и благородно. Нередко присутствует отделка из кружев и легких прозрачных материалов. Готы часто используют кожу в украшениях и элементах одежды.

Гардероб

В женском готическом гардеробе практически всегда присутствуют корсеты - носятся они чаще всего поверх прочей одежды. Платья и юбки могут иметь любую длину, но чаще всего встречаются модели миди или макси. Иногда девушки носят брюки.

Черные чулки или колготки в сеточку являются характерным атрибутом готического стиля. Кроме того, дополнять образ могут длинные кружевные перчатки, стильная шляпка и черная вуаль.

Что касается обуви, то в данном случае уместны будут высокие тяжелые ботинки, украшенные металлическими элементами и ремешками на высокой плоской подошве - их носят как девушки, так и парни. Представительницы прекрасного пола, придерживающиеся готического стиля, нередко используют сапоги и туфли на каблуках. В целом их образы всегда выглядят соблазнительно и женственно.

При этом многие элементы являются универсальными. Кроме обуви, представители обоих полов могут использовать в гардеробе старые потрепанные футболки, жилетки, пиджаки.

В холодное время года готы носят плащи и пальто - преимущественно длинные, исключительно черного цвета. Однако их образ выглядит наиболее ярко именно летом, когда есть возможность создать уникальный многослойный наряд, который, несмотря на свою сложность, выглядит неизменно стильно, гармонично и целостно.

черное макси платье с открытыми плечами

многослойное украшение на шее и подол с косым срезом

принт в виде креста

массивное украшение на шее и ремне в едином стиле

сочетание длинных перчаток с высокими сапогами

юбка ниже колена и открытые руки

для того, чтобы вещи смотрелись гармонично, требуется соответствующий мейкап, правильная укладка и набор аксессуаров

Аксессуары, прическа, макияж

Одежда в стиле готика немыслима без определенных дополнений. Что касается аксессуаров, то чаще всего в качестве украшений используются кожаные изделия с металлическими шипами, серебряные подвески и цепочки, кольца. В этой субкультуре никогда не применяется золото и цветные драгоценные камни. Каждый элемент должен быть выполнен в холодных, преимущественно черных тонах. Именно поэтому будут уместны нефрит, жемчуг, агат, черный опал и подобные камни. Украшения чаще всего выполнены в виде орнаментов, распятия, египетского креста.

В макияже, который характерен для обоих полов, также преобладают черные тона на фоне бледной кожи. Тон придается с помощью светлой пудры, румяна не используются. Глаза подводятся черным карандашом, тени применяются не всегда. Губы могут быть накрашены как черной, так и темно-бордовой помадой.

Волосы должны быть преимущественно длинными - как у девушек, так и у юношей. Цвет, естественно, черный, иногда с применением колорирования. Что касается причесок, то зачастую готы оставляют волосы распущенными или делают оригинальные стрижки, подбривая виски и выполняя на них замысловатые узоры.

Маникюр гота выполняется чаще всего черным лаком, но бывают уместны и другие темные холодные оттенки. При этом не возбраняется легкая небрежность, которая придаст образу колоритности.

В целом, готический образ является неповторимым и оригинальным. Его выбирают яркие личности, которые несут вызов в своем облачении. Далеко не каждый человек может набраться смелости примерить его на себя. Если вам нравится это направление, но вы не готовы на такие шаги, то можно добавить небольшой акцент в привычный гардероб с помощью пышной черной юбки средней длины, корсета или соответствующих украшений. Чтобы придать особого настроения, выбирайте все остальные элементы в холодной неяркой цветовой гамме.

К числу немногочисленных стилевых направлений, основанных на определенных видах субкультур, относится готика. Ее используют молодые люди, причисляющие себя к одноименному течению. Стиль готика в одежде сегодняшнего дня отличается заметным преобладанием черного цвета. Чтобы узнать подробнее о своеобразной моде, окунемся сначала в давние времена.

Готический стиль в одежде Средневековья

Готика в архитектуре, живописи, скульптуре представляется невероятной красотой, наполненной торжественной мрачностью и холодной строгостью. Для нее характерны вытянутые формы, стрельчатые арки, сводчатые потолки. Готикой считают искусство периода XII-XVI столетий. Оно стало закономерным результатом развития средневекового мира. Проявление нового стиля не могло не коснуться других жизненных сфер, в том числе одежды.

История зарождения новой эпохи началась с периода модернизации военного снаряжения средневековых рыцарей. На смену тяжелым кольчугам пришли облегченные доспехи. Одежда для гражданского населения тоже претерпела колоссальные изменения, превратившись из просторных бесформенных рубах в изделия сложных форм, обтягивающих фигуру. Произошло это благодаря широкому использованию в портняжном деле стальных ножниц.

Именно тогда были заложены основы кроя, оказавшие существенное влияние на будущие формы женской одежды. В ней появилось разделение на узкий лиф и юбку, расширявшуюся благодаря дополнительным вставкам. Треугольные вырезы на груди и спине, стоячие воротники, длинные рукава с манжетами, а также обувь с заостренными носками повторяли вытянутые готические пропорции архитектурных сооружений.

Умение людей строить выкройки деталей одежды полностью лишило фасоны зависимости от ширины тканого полотна. Костюм состоял из нескольких отдельных элементов, соединенных между собой посредством шва. Теперь одежда окутывала фигуру, плотно прилегая к ней и повторяя очертания. В период Средневековья произошла закладка фундаментальных основ будущей европейской моды, ставшей в дальнейшем важным социальным аспектом в человеческом обществе.

Субкультура XX века

Повышенный интерес к готике появился в конце 70-х годов прошлого столетия. В молодежной среде постепенно угасал стиль панк, характеризующийся революционными и анархичными принципами. Бунтарские настроения сменились упадническими переживаниями, которые получили яркое отражение в музыке и внешнем облике сторонников новой субкультуры.

Черный цвет одежды символизировал траур по жизни, наполненной болью и страданиями. Неизбежность окончания бытия притягивала новоявленных готов к тайнам загробного мира. Печальные романтики нередко выбирали местом своих встреч кладбища.

В качестве атрибутов стиля широко использовались элементы садомазохизма – шипы, плетки, кожаные ошейники. Они выражали собой выражение телесных страданий, считающее нормой для готической субкультуры.

Со временем движение готов разделилось на отдельные течения, выражающие особые пристрастия и интересы. Единой для всех видов оставалась ярко выраженная аристократичность стиля, тяготение к искусству и депрессивный настрой.

Особенности готического стиля в одежде (фото)

Типичный наряд готов состоит из вещей черного цвета экстравагантных фасонов. Основные материалы для пошива шелк, бархат, деним, кожа, кружево. Также широко используют органзу, парчу, тафту, люрекс. Их блеск и сияние служат эффектным украшением костюмов.

В женском готическом гардеробе всегда найдутся кожаные брюки, темные футболки, плащи и юбки преимущественно миди и макси длины.

Для девушек обязательны тугие кожаные корсеты, соблазнительно подчеркивающие фигуру. Обычно их надевают поверх рубашки или платья. Корсет пришел к нам из времен средневековья и викторианской эпохи, когда считалось модным придавать женскому туловищу форму песочных часов. Древние конструкции были жесткими, грубыми и доставляли немало неудобств. Они затрудняли дыхание и нередко служили причиной обмороков у дам. Современные модели отличаются эластичностью и комфортом. Они не сжимают тело, а лишь повторяют контуры изящного силуэта.

Готический стиль в мужской одежде характеризуется ярко выраженной женственностью, поэтому во многом сходен с гардеробом печальных дам. В основном это кожаные брюки, черные рубашки, бесформенные балахоны, шляпы. Длинные плащи шьют из кожи или плотного полотна.

Поклонникам мрачной субкультуры предлагается обувь усредненного образца – тяжелые ботинки на высокой шнуровке, туфли на платформе. Женщины могут разнообразить костюм высокими сапожками или ботильонами из блестящей черной кожи.

Аксессуары для готических образов

Девушки готы украшают свои наряды кружевными перчатками, зонтиками, бархатными сумочками, шляпками. Головные уборы бывают с широкими полями или имеют небольшую элегантную форму, дополненную сетчатой вуалью.

Готы любят ткани, исполненные в виде рыбацкой сети или прозрачных кружев. Из них шьют женские юбки, рубашки, накидки или балахоны. Все эти изделия, разумеется, черного цвета.

Типичными приметами печальных образов являются аксессуары из белого металла. Обычно это серебро или недорогие сплавы. Иногда используют украшения из белого золота. Цвет является символом холодной Луны, он хорошо подчеркивает контраст бледного лица и темного убранства.

Для адептов любой направленности необходимыми элементами стиля считаются украшения в виде крестов, черепов, летучих мышей. Панк-готы отдают предпочтение металлическим цепям, браслетам и шипам. Нередко на их лицах и туловищах можно заметить пирсинг.

Как создать модный look

Готический стиль в современной одежде включает в себя различные течения: антикварные, викторианские, ренессансные, корпоративные, вампиры, кибер- или панк-готы. Каждое из них отличается особым составом одежды и набором аксессуаров. Исходя из собственных наклонностей, формируется специфический гардероб.

  • Черные брюки. Покупайте джинсы или кожаные штаны. Для стройной фигуры больше подойдут модели скинни. Другим подходящим вариантом являются брюки свободного кроя.

  • Кожаный корсет. Это обязательный элемент образа готической Лолиты. Он отлично смотрится с джинсами или пышной многослойной юбкой, отделанной кружевами. Под него рекомендуется рубашка пиратского стиля с открытыми плечами. Получается одновременно дерзкий и трогательный образ.

  • Пиджак из бархата. Придает солидный вид сторонникам древнейших направлений стиля.
  • Футболки с фирменной символикой. Чтобы носить такую одежду, нужно быть истинным фанатом готической рок-группы.
  • Кожаная обувь. Ботинки на массивной плоской подошве или сапоги на высоком каблуке – выбор остается за готом. Цвет преимущественно черный, хотя встречаются и кроваво-красные модели.
  • Аксессуары. Ошейник с шипами и кожаные браслеты – универсальный набор для представителя любой готической направленности.

Кроме гардероба для готов обязателен специфический макияж. Причем это обязательный элемент образа для женщин и мужчин. На выбеленном лице должны четко выделяться глаза, густо подведенные черным контуром. На губы наносят алую или сине-черную помаду.

История моды - это не только изменения в одежде, которые можно наблюдать с течением времени. Это еще и история общества, в котором бытовал тот или иной стиль. Разное время пробуждало в людях потребность носить разнообразные средневековья - один из самых ярких примеров того, как взаимоотношения в обществе влияют на моду.

Общие черты

Костюм - один из важнейших символов социального статуса на протяжении всего средневековья. Он определял принадлежность человека к определенному классу и сословию.

Фасоны одежды раннего средневековья не особенно разнообразны. Индустрия моды еще не была развита так, как, например, в эпоху Возрождения. Покрой платьев для крестьян и господ был одинаковым, различие наблюдалось лишь в материалах. В это время разграничение общества не было особенно заметным по внешним признакам. Одежда была лучшим способом выразить себя, подать в лучшем виде, поэтому все люди не жалели трат на украшения, декорированные пояса и дорогие ткани.

Одежда средневековья: особенности

Первым и самым ярким отличием можно считать материал, из которого создавались платья. В производстве одежды хлопок применялся наряду со льном, но использовались разные сорта этих тканей. Богатые люди носили костюмы из льна, бедные - чаще из мешковины, шерсти.

Цвет одежды тоже имел большое значение. Например, бедным слоям населения не позволялось носить яркие цвета, такая привилегия была только у представителей знатных родов - они облачались в зеленые, красные и синие одеяния. Для простого народа были доступны серые, черные, коричневые цвета. Лишение права облачаться в одежду, выполненную в оттенках, соответствующих происхождению человека, было одним из самых тяжелых наказаний в обществе.

Для археологов представляет огромный интерес одежда средневековья. Фото, сделанные в ходе раскопок, показывают, что в быту было трудно отличить простого рабочего от рыцаря. Домашняя одежда делалась из одних и тех же материалов и не отличалась оригинальностью.

Одинаковые костюмы

Одежда эпохи средневековья (раннего этапа) обычно характеризуется своей простотой и однообразностью. Она не отличалась разнообразием и не делилась на мужскую и женскую. Вообще, портные не беспокоились о том, чтобы костюм был по фигуре его обладателю, и обычно все вещи были свободными, и даже мешковатыми.

Нельзя не отметить, что именно в этот период закрепился отдельный для духовенства. Ранее служители церкви носили такие же платья, как и другие люди. Византийское влияние на форму духовенства взяло верх, и это можно считать этапом зарождения церковной одежды.

Связь с современностью

Одежда в стиле средневековья во многом повлияла на современность. Например, пуговицы, которые присутствуют сегодня почти на каждом предмете гардероба, были изобретены именно в эту эпоху. До 12-го века части одежды скреплялись завязками или застежками, которые были скорее красивыми, чем практичными в использовании. С распространением пуговиц эти элементы начали выполнять из различных материалов: кожи, кости, металла. Такое разнообразие позволило гармонично сочетать ткани и пуговицы одеяний.

Детали готических костюмов

Одежда эпохи средневековья стала обогащаться деталями. Больше внимания начали уделять декорированию одежды (вышивке), особенно на вороте платья. Его кроили так, чтобы виднелся орнамент на нижней рубахе. Пояс тоже стал немаловажной частью гардероба: его завязывали впереди, и длинные концы его спадали к ногам.

С обращения к деталям начался новый этап в развитии моды. Платья перекраивали, выбрасывая лишние куски; одежду шили, учитывая особенности тела каждого человека. Теперь костюмы тесно прилегали к фигуре, подчеркивая все её преимущества. Можно утверждать, что именно на этом этапе одежда средневековья приобретает светский характер.

Готический стиль в платьях женщин проявился в вытянутых силуэтах, высоких воротниках, тугих шнуровках на талии. Одежды подхватывались под грудью, и это создавало особый акцент, намек на красоту женственности и материнства. Для стиль проявился в приталенных костюмах, либо длинных, либо укороченных. Как правило, последний вариант выбирали молодые люди.

В это время в создании костюмов комбинировалось несколько материалов сразу: шелк, полотно, шерсть и кожа находили свое применение в гардеробе горожан. Благодаря таким сочетаниям, появился первый с разграничением корсета и юбки, причем последняя начиналась от талии. Новые виды материи, например сукно, мягко облегали фигуру.

Распространялись и новые цветовые решения: костюм для мужчины, к примеру, состоял из двух половин разных цветов, обычно контрастных по своим оттенкам.

Цвет имел огромное символическое значение. Например, тот, кто служил любимой даме, обязательно носил одежду ее любимого колера. То же самое касалось и слуг, которые облачались в одежды, соответствующие по оттенкам гербам своих господ.

Самым популярным цветом в средневековье был жёлтый, однако не каждый мог позволить себе такое платье.

Новые изобретения

В конце 13-го века люди отказались от плиссировки, однако в костюмах появились кружева. Платья украшали меховой опушкой, к обязательным аксессуарам добавились шали или накидки. Плащ тоже носили довольно часто, обычно его украшали мехом и разнообразными застежками. Было принято натягивать плащ на голову. Женщины скрывали прически покрывалами из легких тканей. Положение покрывала обозначало настроение его обладательницы: например, надвинутая на лицо ткань говорила о грусти, а повязанная на голове - радость.

Одежда средневековья становилась с течением времени более практичной: теперь в ней можно было носить монеты, больше внимание уделялось удобству передвижения.

Изменения коснулись и рукавов: часто они достигали пола или были собраны. Особенно широкие части рукавов и юбок были плиссированными.

Головной убор и аксессуары

Немаловажную роль играла прическа. Мужчины и женщины одинаково следили за своим головным убором и даже завивали локоны с помощью специальных горячих щипцов (это что-то вроде современных плоек). И хотя церковь запрещала делать что-либо со своими волосами, жители городов редко прислушивались к ней в погоне за модой. Были популярны длинные ухоженные волосы. Женщины собирали их в разнообразные прически, которые были очень высокими. Их украшали ветками цветов и драгоценными камнями. Часто для удобства использовали специальные цилиндры - геннины. Этот предмет поддерживал волосы и мог быть как прозрачным, так и украшенным ниспадающей вуалью.

Влияние средневековья на историю моды

Считается, что готическая одежда средневековья больше всего была распространена в Чехии. Чешские портные стали изобретателями юбок и разнообразных приспособлений, фасонов одежды.

Появление пуговиц, новых видов укладки волос и способов декорирования одежды внесло огромный вклад в моду. Средневековье можно считать трудным временем для развития культуры: чума, постоянные войны и неразвитая медицина - все эти факторы были помехами для мирной жизни людей. Однако именно это время обозначается скачком общества к прекрасному, который продолжится в эпоху Возрождения.

Одежду же в начали создавать не только с практической целью, но и для красоты. Не только костюмы декорировались и преображались, перемены происходили с архитектурой, живописью, литературой и музыкой. Чем культурнее становилось общество, тем больше внимания люди уделяли тонкостям, а во всех вещах можно было найти особую эстетику.

Одежда средневековья появилась в один из самых красивых и интересных этапов развития моды. От простых платьев, похожих на монашеские рясы, люди пришли к богато украшенным костюмам с огромными рукавами и декоративными вышивками, интересным юбкам и высоким прическам. Мешковина и шерсть стали заменяться льном и шелком. Самые необычные цветовые решения находили свое отображение в одежде и аксессуарах, а эксперименты с комбинированием тканей позволяли выразить себя и показать свою индивидуальность.

В XIII-XV вв. феодализм в Европе вступил в следующую стадию развития. После крестовых походов европейцы познакомились с Востоком; появились новые торговые пути; оживилась жизнь городов и стали бурно развиваться ремесла. В этот период не только произошел прогресс в ткацком производстве и улучшилось качество тканей, - европейцы овладели умением строить чертежи, что зародило основу кроя одежды. Одежда разделилась на части, и появилась возможность создавать любые ее формы.

В архитектуре и прикладном искусстве сложился новый художественный стиль - готический. Он сильно отличается от романского, хотя и возник на его основе. Архитектурным сооружениям и мебели характерны легкие, устремленные вверх, изящные формы.

Ремесленники объединились по профессиям, и возникли ремесленные цеха. В профессиональные цеха объединяются и портные, одежда теперь изготовляется по индивидуальным заказам знатных людей.
Вытянутые пропорции, устремленность вверх, сложность и изящество формы приобретал и силуэт костюма этого периода. Особенностью средневекового костюма стало подражание рыцарским латам.

К XIV в. европейский костюм приобрел столько видов покроя, что, в сущности, до настоящего времени не появилось ничего нового.В XIV в. появились распашные одежды. Костюмы стали более разнообразными по форме и цвету. Самой модной и дорогой тканью был бархат, а излюбленным орнаментом - растительный. На европейский костюм позднего средневековья повлиял также культ Прекрасной Дамы и возникновение такого социального явления, как «мода».

В этот период все больше заметно различие между костюмами феодалов, горожан и крестьян. Кроме того, появилась дифференциация в костюме самих феодалов. В XIII в. были изданы первые законы о рангах в одежде. Ткань и форма костюма теперь строго зависит от сословной принадлежности. Вассалы не имели права одеваться так же пышно и богато, как их сюзерены.

Самые лучшие ткани изготовлялись в Венеции, Милане, Флоренции, Генуе - парча, муар, газ, атлас, узорчатые шелка (особенно был популярен шелк с цветочным орнаментом в турецком стиле), бархат, в том числе тканый золотом и серебром.

Изготовление одежды перешло в мужские руки. Портновское искусство совершенствуется. Портные объединяются в профессиональные цеха, которые шьют одежду по заказам знати.

Родиной новой моды стали Италия и Франция. И это не случайно, ибо именно здесь был центр средневековой рыцарской культуры, идеалы которой отразились на женской и мужской моде.

Идеал красоты.

Во время крестовых походов тоска по родине и воспоминания о доме придавали образам далеких женщин те «неземные» черты, которые во многом определили культ Прекрасной Дамы.

Отношения между мужчиной и женщиной, сложившиеся под влиянием этого культа, стали первым публичным признанием за женщиной человеческих прав, первой значительной данью уважения. Это новое отношение к женщине распространилось по всей Европе и оказало большое влияние на положение женщины в обществе.

В Прекрасной Даме должны были соединяться простота и недоступность, а в отношениях между мужчиной и женщиной - духовная близость и идеализация любимого человека.

Kульт Прекрасной Дамы пробуждал в мужчинах нежность и возвышенные черты натуры. Выработалась мягкая, любезная манера держаться; новое, уважительное отношение к слабому полу. Женщина, образованная, утонченная, полная достоинств, изящная, поэтически настроенная, стала повелевать.

Рыцарь служил ей, совершая подвиги в ее честь. Женщине принадлежало право последнего слова в решении поединков, она венчала победителя на турнирах, и рыцарь добивался права выступать в честь избранной дамы. С возникновением культа Прекрасной Дамы изменились и критерии мужских достоинств.

Идеалом был уже не храбрый боец, одетый в грубые военные штаны и шкуры, а изнеженный молодой человек с грациозной стройной фигурой, безбородым лицом, длинными завитыми волосами, украшенными цветами, и одетый подобно... женщине! Тот, кто «служил» избранной даме, носил ее любимый цвет. Самым модным «мужским» цветом эпохи был желтый цвет.

Важным поворотным моментом в восприятии красоты становится рубеж XII-XIII веков, когда культура приобретает более светский характер. Накопление богатств и стремление к роскоши в рыцарской среде породили идеалы, весьма далекие от аскетизма и умерщвления плоти.

В XIII веке расцветает поклонение «прекрасной даме». Трубадуры восхваляют королев рыцарских турниров, их тонкий гибкий стан, подобный виноградной лозе, светлые волосы, продолговатое лицо, прямой тонкий нос, пышные кудри, глаза ясные и веселые, кожу, подобную персику, губы алее, чем вишня или роза летней поры. Женщину сравнивают с розой – она нежна, хрупка, изящна.

В XV веке в период готики в моде S-образная изогнутость силуэта фигуры. Для его создания на живот накладывали небольшие простеганные подушечки – босы. Одежды узкие, сковывающие движения, удлиненные, волочащиеся по полу.

Мужской костюм

Мужчины носили две одежды - одну поверх другой: верхняя, длинная и широкая котта , была без рукавов, с прорезями для рук, часто отороченными мехом; из них выходили длинные узкие рукава нижней одежды камиза. Впервые в костюмах появляются вшивные рукава. Первоначально рукава пришивали временно, на день, а вечером отпарывали, так как одежда была очень узкой и снять ее иначе было невозможно. Иногда рукава привязывали шнурками, и только позднее, когда изобрели застежку, стали вшивать постоянно. Вырез у шеи часто был украшен орнаментом, а по рукаву шел до локтя ряд мелких застежек.


К середине XIV в. котт сменил «пурпуэн» - короткая куртка с узкими рукавами, к которой прикрепляли штаны-чулки. У простолюдинов пурпуэн был верхней одеждой. Богатые щеголи носили пурпуэн с декоративными рукавами, свисающими до самого пола.

Вначале пурпуэн носили рыцари под латами, но затем он стал верхней одеждой и просуществовал до начала XVII в. В этот же период у знати стали модными верхние кафтаны - «котарди» и «блио» . Котарди был узким, доходившим до середины бедер, с самыми разными рукавами - и узкими, и широкими. Вокруг бедер застегивался декоративный пояс. Впереди могла быть застежка. Блио - отрезной кафтан с узким лифом и «юбочкой» - пышными полами, несшитыми на боках. Сзади у блио была шнуровка. И знать, и простой народ носили «нарамники» . Эти длинные или короткие плащи делались из сложенного пополам куска ткани, в котором на месте сгиба было отверстие для головы. По бокам нарамник не сшивался.

Когда у нарамника сшили бока, он превратился в «сюрко» - одежду с декоративными рукавами или без рукавов. Существовало четыре основных вида сюрко: с длинными рукавами, с полудлинными, с откидными и безрукавное. Сюрко с капюшоном носили монахи.
Обязательной частью костюма герольда или пажа был короткий плащ «табар» . У него были рукава колоколообразной формы, несшитые по бокам.

В XIII в. окончательно сформировывается «гербовая одежда» - ми-парти . Ее носили феодалы, их вассалы и слуги. Чаще всего она состояла, как и поле герба, из четырех цветов. Гораздо позже из гербовой одежды вассалов произошла ливрея слуг дворянства. К середине XIV в. появился «жакет» . Он был без рукавов или с откидными рукавами, узкий, подчеркивающий талию.

В XIV в. возникает верхняя одежда - «упленд» - с сильно расширенными книзу и отделанными мехом рукавами. Молодые люди носили короткий упленд (от середины бедра до колен). У знатных феодалов, особенно зрелого возраста, упленд был длинным, из дорогой парчовой или бархатной ткани.

Мужчины носили плотно облегающую куртку с ватной подкладкой на груди, спине, плечах, туфли с узкими носами. Так же вошли в моду узкие штаны и жакеты, сшитые из разноцветных кусков ткани. Некоторые символизируют свое значение: синий – верность, зеленый – влюбленность. Иногда левый рукав делался шире правого. Каждый носил то, что ему нравилось.

Женский костюм

Женский костюм позднего средневековья подчеркивал женственность. Культ Прекрасной Дамы противостоял влиянию церкви, учению о греховности плоти. Женская одежда стала менее закрытой, не скрывала формы фигуры, выявляла физическую привлекательность женщины.

В XIII в. были заложены основы кроя, что повлияло на изменение форм женского костюма. Теперь уже фасон не зависел от ширины полотнища, которое, в свою очередь, зависело от ширины ткацкого станка.

В костюме впервые появились вшивные рукава. Поначалу они пришивались временно, только на день, а вечером отпарывались (иначе снять узкую одежду, у которой не было застежки, было невозможно). Рукава также могли привязывать шнурками. Только, когда у платья появилась застежка, рукава пришили насовсем.

По-прежнему в гардеробе женщин оставались котт и камиза. Нижнюю рубашку женщины украшали вышивкой, окрашивали в кремовый цвет настоем шафрана.


Узкий лиф котт имел сбоку или впереди разрезы и шнуровку, сквозь которую виднелась рубашка. Юбка котта расширялась за счет боковых клиньев. Узкие длинные рукава заканчивались расширенными книзу манжетами. У котта могло быть несколько рукавов разного цвета, которые пристегивались булавками к проймам или соединялись шнуровкой.

С XIII в. у женских платьев удлинилась талия, а у юбки появился шлейф.

Особенно разнообразной становится форма рукавов: они могли быть широкими, колоколообразными или длинными и узкими, которые завязывались внизу узлом. К коротким рукавам иногда пришивалась длинная декоративная полоса ткани. Декольте увеличилось, расширяясь к плечам.

В XIV в. юбка отделилась от лифа и появилась возможность создать клёш. Возникли новые формы женского костюма.

Очень модной становится драпировка ткани на юбке. Женщины приобрели особую осанку: откинутая назад спина и характерное положение сложенных перед животом рук.

К XIV в. у знатных дам, особенно Франции и Англии, вошло в моду знаменитое «королевское сюрко» без рукавов, с удлиненным лифом и огромными проймами, обшитыми мехом. Вырезы пройм получили название «адских окон»: сквозь них была видна талия котта.

В XIV-XV вв. сюрко стало парадной королевской одеждой. Постепенно сюрко укорачивалось и приобрело форму душегреи.
Верхней одеждой как знатных дам, так и простолюдинок был нарамник - длинный или доходивший до середины икр. Иногда его подпоясывали. Простым женщинам как нижней, так и верхней одеждой служила рубашка-камиза. А знатные дамы носили пенулу со шлейфом, прорезями для рук и меховым оплечьем в виде круглого воротника.

В XIV в. у знатных дам в качестве одежды для торжественных случаев появился женский упленд. Летние упленды делали из шелка или парчи; зимние - из фландрского сукна на меху.

Костюмы из синего и зеленого материала шили редко. Эти цвета были символами любви: зеленый - влюбленности, синий - верности. Повседневные платья изготавливали главным образом из материй серого, черного и фиолетового цветов. В парадных платьях преобладал красный либо белый цвет. Очень популярен был и черный цвет, особенно если платье шилось из бархата. Из бархата шили и придворную одежду. Модным был также и серый цвет в сочетании с черным и фиолетовым. Зато желтый и коричневый цвета символизировали грусть; зеленый (помимо влюбленности) - торжественность события, и т.д

Броские одежды той эпохи шили из парчи, сукна, дорогого бархата, атласа и обильно украшали мехами. Любопытно, что именно меха, а не золото и драгоценные камни, считались самой красивой отделкой костюма и ценились больше всего. Среди золотых украшений часто встречались бубенчики и колокольчики.

Стремясь подчеркнуть женственность, плечи и грудь обнажают, благодаря высокой шнуровке талии грудь приподнимается и сильно выступает вперед, вырез сужается, но становится глубже, опускаясь до талии, и приобретает треугольную форму. Только требования благопристойности заставляют знатных дам все-таки «закрывать» смелый вырез вставкой из прозрачной вышитой ткани.

Появление декольте в одежде отчасти объясняется протестом против учения церкви о греховности тела. Во многих городах Франции и Фландрии католические монахи устраивали публичные сожжения прозрачных вставок в декольте, укоряя знатных женщин в ношении «этих соблазнов сатаны». (Кстати, к этому времени относится первое упоминание об использовании дамами некоего подобия бюстгальтера в виде специальных «сумочек» в нательных рубашках, куда они вкладывали грудь.)

Несколько укороченная спереди женская юбка сзади имела шлейф. Длина шлейфа была строго регламентирована и зависела от положения женщин в обществе: чем знатнее была дама - тем длиннее шлейф. Так, королева имела право носить шлейф длиной 4 метра 95 сантиметров, герцогини и принцессы - 3 метра 60 сантиметров и т.д., но не менее 45 сантиметров.

Церковь активно боролась со шлейфами, называя их «чертовыми хвостами».

Костюм рыцаря.

До начала крестовых походов (конец XI в.) во Франции и Германии воины-рыцари облачались в чешуйчатые панцири или панцири из колец. Железные чешуйки нашивали на доходящую до колен верхнюю одежду из кожи или ткани таким образом, чтобы они перекрывали друг друга внахлест, как черепица на кровле, металлические же кольца пришивались одно к другому. Подобные панцири защищали также ноги, руки и голову до подбородка.

В XII в. появилась кольчуга - тонкие железные кольца стали вплетать одно в другое и склепывать так, чтобы они образовывали плотную, эластичную сетку. У кольчуги были закрытые рукава и доходящие до ступней кольчужные чулки; сверху она наподобие капюшона закрывала плечи, затылок и голову, оставляя открытой лишь верхнюю часть лица.

В то время популярны были два вида шлемов: круглый шлем с застежкой, плотно прилегающий к голове, и остроконечный шлем. Спереди они снабжались вертикальной полоской из металла типа «наносника», защищавшей лицо.

Шлем видоизменился. Теперь это- цилиндрический «шлем-горшок» с двумя смотровыми щелями, который надевали поверх кольчужного капюшона. Такой шлем прикрывал всю голову, но был очень неудобен - сидел неплотно и служил недостаточной защитой в сражениях с пехотой и легкой кавалерией.

В основном из-за этого его чаще всего использовали во время «поединков любви», то есть на рыцарских турнирах, где он благополучно дожил до XIV в.

Защитное снаряжение оставалось почти неизменным до XIV в.

Кольчуга стала короче, ее усилили: сначала коваными железными пластинами на плечах, потом дисками на локтях и под мышками, затем полосками для защиты рук сзади. Помимо этого, добавились железные перчатки и обувь. Прежний высокий шлем превращается в плоский колпак со смотровой щелью или высоким поднимающимся забралом. Порой рыцарские шлемы имели самые невероятные формы и немыслимые украшения.

Главная из перемен в рыцарском облачении - это появление кованого пластинчатого доспеха из дамасской стали, легкого и удобного. Сначала на грудь, спину и бедра на кожаную основу - лендер накладывали подвижные металлические полоски, потом на груди и спине их сменили толстые изогнутые или выкованные по форме тела пластины, которые соединялись по бокам - латы. Спереди стали надевать похожий на юбку железный передник. В конце концов из всего этого появились пластинчатые доспехи, которые заключали все тело в тесно прилегающую, подогнанную к каждому суставу оболочку из подвижных пластин.

Мужские причёски и головные уборы.

У мужчин, особенно молодых, стали модными пышные кудри. Такая прическа придавала костюму еще большую женственность.
Длинную бороду носили только пожилые люди и крестьяне.

Простолюдины носили челки и коротко остриженные волосы.

Мужские головные уборы очень разнообразны: цветные береты с меховой оторочкой, остроконечные или с широкой тульей шляпы с плоскими полями, высокие шапки без полей. Популярным становится капюшон, пришитый к куртке или плащу.

В XIII в. у мужчин входит в моду головной убор, напоминающий женский чепец, - «бегуин». Его шили из белой ткани и надевали под верхний головной убор. Люди победнее носили этот чепец как самостоятельный головной убор.

Не чурались мужчины и головных повязок из парчи («трессуар»), металлических обручей с цветами.

Но чаще всего мужчины носили «шаперон». Этот сложный драпированный убор возник из капюшона раннего средневековья, постепенно увеличиваясь в размерах. В XIII в. к нему приделали «хвост» («кэ»), в котором хранили мелкие ценные предметы. Концы шаперона - «консты», украшенные зубцами, спускались на плечи. В следующем веке у шаперона появился жесткий борт, а хвост стали драпировать, как тюрбан, и украшать перьями, укладывая на голове наподобие петушиного гребня.

Женские причёски и головные уборы.

Женская прическа в позднее средневековье несколько изменилась. Девушки стали укладывать косы над ушами в так называемый «бараний рог» . Уши при этом были закрыты, а шея открыта. Иногда девушки носили и распущенные волосы.

Замужние женщины носили завитыe волосы, ниспадавшие на плечи пышными локонами. Завивка производилась при помощи горячих щипцов или разогретых специальных палочек.

Общение с Востоком в результате крестовых походов привело к широкому распространению косметики, употреблению различных душистых эссенций и окраске волос во все цвета, кроме рыжего. Рыжие волосы воспринимались как проклятье, и людей с рыжими волосами считали порождением дьявола.

Модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы над лбом и затылком иногда подбривали, а брови выщипывали

Замужние женщины покрывали голову платком «барбетт» из белого полотна, который закрывал подбородок, шею, часть груди, а его концы завязывались на голове. Выходя на улицу, поверх барбетта женщины накидывали покрывало. Позже барбетт стал частью костюма монахини.

В XIII-XIV вв. в моду у горожанок вошел женский головной убор из полотна - «омюсс» . Это своеобразный капюшон с разрезом впереди, концы которого завязывались вокруг шеи. Позже омюсс превратился в чепец.

Женщины всех сословий носили «горж» - головной убор в виде трубы, расширенной книзу, с разрезом сзади. Модницы щеголяли в высокой шляпе «туре» , которую изготовляли из фетра.

Конец средневековья (14 век) означал большую свободу в выборе. Не так уж редко богатые заимствовали головные уборы у бедных, бывало и наоборот.

Капюшон, например, был частью простонародного плаща, потом стал самостоятельным убором крестьян и горожан, приобрел свисающий до пояса башлык и оплечье, часто украшенный бубенчиками и зубцами, и в 13-14 веке входит в моду у знати. Иногда капюшон пришивали к плащу. Если конец (шлык) капюшона был длинным, то его завязывали узлом.

А с 15 века такой капюшон - недвусмысленный атрибут шутов и "дураков".

Типичное модное убранство женской головы в готическую эпоху: тюрбан с покрывалом, волосы или свободно распущены (справа) или придерживаются сеточкой.

Ату́р (энне́н (энни́н), - сложный женский головной убор на каркасе из китового уса, металла, накрахмаленного полотна или твёрдой бумаги. Наиболее распространённые варианты эннена исполнялись в виде конуса, усечённого конуса или трубы. Эннен «двойная сахарная голова» имел вид раздвоенного конуса, «рогатый» эннен облегал причёску с валиками из волос по бокам головы. Волосы, выбивавшиеся из-под эннена, выбривали, оставляя лишь маленький треугольник на лбу. Атуры получили распространение в XV в. в период «бургундских мод». Это был любимый головной убор знати.

Высота эннена зависела от степени знатности женщины. Так, принцессы носили эннены метровой высоты, придворные дамы - до 50-60 см. В то же время диаметр эннена диктовался модой, мог быть большим и очень малым. При входе в помещение дама в эннене приседала. Мужчины, чтобы не казаться малорослыми, надевали шляпы в виде «сахарных голов». Эннен продержался в моде Европы около ста лет, и этот феномен объясняется сословными традициями средневековой знати, когда не само богатство было главным мотивом поведения, а возможность демонстрировать его.

Но самым изысканным женским головным убором во всех странах Европы считались тонкие прозрачные вуали, производством которых славился Реймс (Франция).

Украшения

В средние века были популярны кольца с большими драгоценными камнями, колье с подвесками, ожерелья, браслеты, броши, дорогие застежки, пряжки для поясов, сетки для волос, украшенные драгоценными камнями, головные обручи. Ожерелья могли быть сплетенными из круглого золотого прута, с золотыми розетками и драгоценными подвесками.

Модными украшениями, которые женщины носили поверх платков, стали обручи с круглыми щитками над ушами - «темплетами» . Дамы украшали свои головные уборы вышивкой золотом и жемчужными нитями, окружавшими виски.

Обувь

Примечательной особенностью обуви XII в. были длинные носки туфель из кожи или бархата без каблуков - пигашей или пуленов . Их появление связывают с именем графа Анжуйского, желавшего скрыть уродливую форму стопы.

Первыми удлинили носки своей обуви рыцари. Этой модой рыцари подчеркивали непричастность к труду и свое военное ремесло, но разбогатевшие бюргеры тоже удлинили вслед за знатью свою обувь, так что в результате этого соревнования к середине XIV в. носки у обуви вытянулись настолько, что иногда стали достигать в длину 50-70 сантиметров! В удлиненный носок таких туфель набивали паклю, а иногда, чтобы он не мешал ходить, подвязывали его к стопе у подъема или под коленом.

В продолжении почти всего XV в. такая обувь служила отличительным признаком знатности. Принцам крови разрешалось носить обувь с носами в две с половиной ступни - до 70 см, родовитым дворянам - в две ступни, рыцарям - полторы ступни, горожанам - в одну ступню. Простолюдины должны были ограничиваться половиной ступни. Обувь была удлинена сверх всякой меры (ее французское название - poulaines - означает «нос корабля», нем. Schiffsschnabel). Чтобы выглядеть импозантнее, носы украшали фигурками зверей, колокольчиками и даже миниатюрными зеркалами - на ходу можно было любоваться собой.

1. Туфля с подставным деревянным башмаком - сабо.
2. Туфли с загнутыми кверху носами и сабо.
3,4. Туфля из музея в Кольмаре (Эльзас). Ок. 1460 г. Подставной башмак - более поздняя ошибочная реконструкция.
5. Туфля, которую носили вместе с поножами и шпорами.
6. Туфля с панцирем.
7. Обычный подставной башмак, вид сверху.
8. Остроносый подставной башмак, вид сбоку.
9. Удлиненный плоский подставной башмак, вид сбоку.
10. Удлиненный подсавной башмак, вид сверху.
11. То же, вид снизу.
12. Остроносая туфля короля Шотландии Якова I.
13. Остроносый сапог с коротким подставным башмаком.
14. Короткая остроносая туфля, вид снизу.
15. Остроносая туфля.
16. Аналогично рис.6
17. Плоский подставной башмак. Отчетливо видны ремни.
18. Высокий толстый подставной башмак с широким ремнем спереди.

Мода на длинноносую обувь быстро охватила все европейские страны. А щеголи прикрепляли на кончик носка колокольчик или погремушку. Цвет обуви тщательно подбирали к нарядной одежде. Знать украшала обувь вышивками и драгоценными камнями.

Мода на остроносые пулены полностью исчезла к 1500 году.

В средние века были изобретены деревянные подставки с каблуками, которые назывались «галош». Они подвязывались ремнями и предохраняли обувь от грязи.

Паттены - обувь с деревянной подошвой, для защиты ног в грязь и в снег - использовались в четырнадцатом столетии, но были доступны только богачам. К началу пятнадцатого столетия введение новой, более дешевой формы паттен, имевшей составную кожаную подошву и, возможно, носившуюся без обуви, сделало их более широко доступными.

Около 1480 г. в Германии эта мода исчезла, о чем сообщает хроника, тут же указывая на новую моду - широкие и просторные башмаки. Их носили и после 1500 г. на протяжении жизни целого поколения.

Простые горожане носили мягкие сапоги с очень короткими голенищами - ботт .

Как одевались в 14 веке.
https://youtu.be/Ibj7GsfsCpI

Как одевались дамы в 14 веке.
https://youtu.be/4weXjYPMPAA

Как одевались средневековые дамы
https://youtu.be/tUsZQobX3Uw

500 лет средневековой моды
https://youtu.be/ZjsL6QTSW5I

Как одевался крестьянин в 14 веке.
https://youtu.be/RNAMbRt5eI8

Как одевались мужчины в позднее средневековье
https://youtu.be/IYYWjbA1fnI

Как одевались воины в 14 веке.
https://youtu.be/zGl_UXc9HIE